Как перестать «вариться в собственном соку» и начать развиваться или о роли и значении независимой аккредитации образовательных организаций
Как перестать «вариться в
собственном соку» и начать развиваться
или о роли и значении
независимой аккредитации
образовательных организаций
Побивший все местные рекорды по количеству просмотров в соцсетях
отечественный фильм «Агай» (более 2 млн просмотров) можно считать своеобразным
показателем возросшего внимания общества к сфере образования, хотя вернее будет
сказать, к качеству образования. Эти тенденции в общественном сознании не могут
не радовать, и, в этой связи было бы уместным поговорить об инструментах повышения
качества образования, одним из которых является независимая аккредитация. К
тому же есть и повод поговорить об этом – ровно 10 лет назад был дан старт введению
независимой аккредитации в образовании в нашей стране.
Так, в июне 2013 был принят Закон КР «О внесении изменений
в Закон КР «Об образовании», в котором были заложены нормы, установившие возможности
для зарождения и развития системы независимой аккредитации. Согласно
закону независимая аккредитация должна была начать осуществляться
1 сентября 2014 года. Однако введена была она с 1 сентября 2016 года. Начиная
с этого момента реализация указанного закона ведется в соответствии с Порядком
аккредитации образовательных организаций и программ, а также Минимальными
требованиями, предъявляемыми к аккредитуемым образовательным организациям
начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской
Республики, утвержденными постановлением Правительства КР от 29 сентября 2015 года,
№ 670 и от 4 октября 2016 года, № 525.
По мнению экспертного сообщества независимая аккредитация в нашей стране успешно прошла этап становления и роста о чем
говорят результаты деятельности аккредитационных агентств. Они показывают, что с
каждым годом популярность этой процедуры среди образовательных организаций только растет. Чтобы раскрыть секрет успеха независимой
аккредитации, вернемся вновь к сущности, философии и значении действовавшего на
тот момент Закона КР «Об образовании». Прежде всего нужно отметить, что он
существенно расширил возможности для аккредитации. Более того, впервые
законодательно были разделены функции
между государством в части защиты граждан от некачественного образования и
общественностью – по вовлечению самого широкого круга представителей в оценку
качества образования, условий, результатов образовательной деятельности и, тем
самым заложил основу для общественно-государственного взаимодействия в сфере
оценки качества образования.
Одним
из первых независимых аккредитационных агентств в нашей стране, можно по праву
считать Агентство по аккредитации образовательных программ и организаций,
которое было создано в 2014 году и в 2016 году было признано Национальным
аккредитационным советом.
В
2021 году Агентство по аккредитации образовательных программ и организаций был
признан Национальным Аккредитационным Советом при МОиН КР на второй срок с
27.09.2021 г. до 27.09.2026 г. в качестве аккредитационного агентства в
соответствии с «Порядком признания аккредитационных агентств в области
образования», утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 29.09.2015 г. №670 и приказом Министерства образования и науки №1595/1 от
27.09.2021 г.
Отрадно
отметить, что в соответствии с критериями Программы признания
аккредитации Всемирной федерацией медицинского образования (ВФМО) Агентство по
аккредитации образовательных программ и организаций (AАEPO) получило статус
признания до 31 марта 2032 года.
Статус
признания ВФМО подтверждает, что Всемирная федерация медицинского образования
удовлетворена процессом аккредитации, мониторингом после аккредитации и
процессом принятия решений AAEPO в отношении образовательных организаций и
программ базового медицинского образования.
Статус
агентства, признанного ВФМО, дает понимание того, что качество медицинского
образования в аккредитованных им учебных заведениях
удовлетворяет соответствующим строгим стандартам.
Следует
отметить, что вместе с агентством, прошедшим сложные процедуры обследования,
признание получают как качество отечественного образования в целом, так и
аккредитованные этими агентствами образовательные программы и вузы.
Уместно
в этой связи также отметить, что сегодня в Кыргызстане обучается около 70 тысяч
студентов –иностранцев, правда преимущественно из Пакистана и Индии, но факт
остается фактом: Кыргызстан успешно занимается экспортом медицинского
образования. Более того, признание статуса агентства на мировом уровне говорит
о том, что эта организация действительно открыта и прозрачна, работает
ответственно, поскольку прошла специальную внешнюю экспертизу на предмет
качества и эффективности своей деятельности.
Надо
отметить, что несколькими годами ранее ААЕПО была принята в качестве
полноправного члена Международной сети агентств по обеспечению качества в
высшем образовании (INQAAHE) - всемирной ассоциации, объединяющей около
300 организаций, занимающихся теорией и практикой обеспечения качества в высшем
образовании.
ААЕПО
также является членом Азиатско-Тихоокеанской сети обеспечения качества высшего
образования
(The Asia Pacific Quality Network – APQN). Членство в этих организациях позволит ААЕПО и
дальше расширять сотрудничество с другими агентствами по обеспечению качества в
разных частях мира.
Таков
сегодня портрет отечественного аккредитационного агентства по истечении первого
десятилетия системы независимой аккредитации в образовании. «Портрет» написан на примере одного агентства поскольку
индуктивный метод позволяет более четко увидеть процесс становления независимой
аккредитации не углубляясь на отвлекающие от темы вопросы. Так, в настоящее
время действует 6 независимых
аккредитационных агентств, которые были созданы в разное время и имеют разные
портфолио и достижения, но все они по мере возможностей вносят свой вклад в становление и развитие независимой аккредитации и тем
самым в повышение качества образования.
Таким образом, шаг за шагом независимая аккредитация становится все более
востребованной среди образовательных организаций, прежде всего тех, которые стремятся
получить независимое подтверждение качества образовательных программ и
рекомендации по их совершенствованию.
В
такой тенденции нет ничего удивительного, так как в мировой практике
аккредитация является не только инструментом повышения качества и признания уже
имеющихся достижений, но и механизмом выявления наличия положительных тенденций
в развитии учебных заведений. Более того, если образовательная организация ставит
перед собой амбициозную задачу быть в числе национальных лидеров и котироваться
за рубежом, ему без международной аккредитации не обойтись.
Сегодня в стране насчитывается 78 вузов из них: 33 – государственные, 45 –
негосударственных высших учебных заведений, 152 образовательных организаций
среднего профессионального образования и 99 начального профессионального
образования, 2353 общеобразовательных школ.
Агентством по аккредитации образовательных
программ и организаций начиная с 2017 по
2022 год было проведено 271 процедур независимой
аккредитации, из них: программная аккредитация 93 образовательных
организаций (ОО) высшего профессионального образования, 152 ОО среднего
профессионального образования, 15 ОО начального профессионального образования,
а также 4 ОО основного и среднего общего образования по 1197
образовательным программам (PhD, ВПО, СПО,
НПО, СОШ) и институциональная аккредитация 52 ОО высшего, среднего профессионального
образования, а также начального,
основного и среднего общего образования .
Как
показывают результаты деятельности ААОПО учебные заведения, прошедшие процедуру
аккредитации сделали значительный рывок в вопросах совершенствования своей
деятельности, мотивации и стимулирования деятельности преподавателей,
поощрения их научной деятельности, сотрудничества с партнерами и работодателями
и в целом повышении качества предоставления своих образовательных услуг. Они
увереннее стали смотреть в будущее, наметили новые стратегии в повышении своего
имиджа и статуса.
За десятилетие со дня легитимации института
независимой аккредитации можно с уверенностью сказать, что институт
независимого оценивания в области образования стал серьезным достижением как
для сферы образования, так и для общественной жизни чему свидетельство практика
деятельности одного из ведущих аккредитационных агентств нашей страны.
Сейитжан
Апышев