Глоссарий
ПРЕДИСЛОВИЕ
В связи с введением в Кыргызской Республике независимой аккредитации образовательных программ и организаций необходимо единое понимание и толкование терминов и понятий, связанных с независимой аккредитацией. Это становится важным в связи с тем, что в процесс независимой аккредитации вовлекается большое число участников из учебных заведений, учащихся, их родителей, работодателей и других представителей сектора экономики, государственных органов и гражданского общества. Большинство из них незнакомы или плохо знакомы с аккредитационным процессом, поэтому данный словарь будет способствовать получению необходимых знаний по независимой аккредитации.
Словарь будет полезен также сотрудникам аккредитационных агентств и экспертам по аккредитации, так как они, в своем большинстве, не имеют достаточного опыта в связи с тем, что аккредитация в Кыргызстане – новое дело. Словарь позволит им углубить свои знания по независимой аккредитации и профессиональные компетенции, необходимые для успешного проведения процедуры независимой аккредитации программ и организаций профессионального образования.
Словарь поможет представителям учебных заведений более качественно подготовиться к проведению и написанию отчета по самооценке. Практика пилотной аккредитации 22 профессиональных учебных заведений показала, что не совсем правильное понимание терминов аккредитации приводит к некачественному отчету по самооценке образовательной программы или учебного заведения.А отчет по самооценке, наряду с заключительным отчетом, по внешней оценке, является главным документом, на котором основывается независимая аккредитация.
Важным в независимой аккредитации является интервью с учащимися, их родителями, преподавателями, работодателями и другими социальными партнерами учебных заведений. Словарь может помочь им лучше осознать свою роль и способствовать повышению эффективности проводимых интервью. Ведь мнения, суждения, замечания и предложения, интервьюируемых являются доказательствами выполнения аккредитационных стандартов и критериев и основой для разработки экспертной комиссией рекомендаций по повышению качества образовательной программы или эффективности учебного заведения.
Академическая репутация – уровень качества предоставляемых образовательных услуг в общественном сознании или профессиональном сообществе. Высокую академическую репутацию ОО (ОП) создают успешные выпускники ОО (ОП), награды, высокие места в рейтингах и т.п.
Академическая свобода – право выбора и возможность использования преподавателями и мастерами оптимальных, на их взгляд, педагогических форм, методов и технологий, для повышения качества образования.
Аккредитационные агентства – организации, осуществляющие аккредитацию образовательных организаций и которые создаются в форме негосударственных, некоммерческих организаций. Финансирование деятельности аккредитационных агентств осуществляется преимущественно за счет аккредитационных сборов, взимаемых с образовательных организаций и других источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.
Аккредитационные стандарты – минимальные требования, которым должны удовлетворять образовательные организации или программы.
Аккредитационные критерии – части аккредитационных стандартов, которым должны удовлетворять образовательные организации или программы.
Аккредитация – процедура оценки аккредитационным агентством уровня качества образовательной организации в целом или ее отдельных образовательных программ, в ходе которой признается соответствие образовательной организации или образовательной программы определенным критериям и стандартам.
Аккредитация институциональная – процедура оценки аккредитационным агентством уровня качества образовательной организации в целом, в ходе которой признается соответствие образовательной организации определенным критериям и стандартам.
Аккредитация программная (специализированная) – процедура оценки аккредитационным агентством уровня качества отдельных образовательных программ, в ходе которой признается соответствие образовательных программ определенным критериям и стандартам.
Внешняя оценка качества образования – процедура оценки качества образования, предлагаемого образовательной организацией (ОО), внешней, специализированной организацией. Внешняя оценка качества образования в Кыргызстане, как и во всем мире, проводится в виде аккредитации независимыми аккредитационными агентствами в соответствии с законодательством КР.
Документированная система менеджмента качества образования – система, позволяющая документировать планы, процессы, действия и результаты, относящиеся к реализации политики обеспечения качества образования образовательной организации.
Заинтересованные стороны (стейкхолдеры) – заинтересованные в высоком качестве образования государственные органы, органы местного самоуправления, обучающиеся (студенты), их родители, образовательная организация, работодатели, социальные партнеры.
Минимальные требования (стандарты) к аккредитуемым образовательным организациям начального и среднего профессионального образования Кыргызской Республики – аккредитационные стандарты и критерии, которым должны удовлетворять ОО и ОП НПО и СПО.
Минимальные требования (стандарты) к аккредитуемым образовательным организациям начального и среднего профессионального образования Кыргызской Республики - аккредитационные стандарты и критерии, которым должны удовлетворять ОО и ОП ВПО.
Миссия образовательной организации – совокупность ключевых стратегических целей, вытекающих из объективной оценки собственного потенциала.
Национальный аккредитационный совет – создается при уполномоченном государственном органе в области образования Кыргызской Республики и под председательством его руководителя, функционирующий на общественных началах, являющийся консультативно-совещательным органом, созданным для коллегиального и гласного рассмотрения вопроса о признании деятельности аккредитационнных агентств.
Образовательные цели – цели, которых должна достичь образовательная организация для того, чтобы сформировать у своих выпускников профессиональные компетенции, достаточные для успешной деятельности по соответствующей специальности (профессии). Образовательные цели достигаются не в момент выпуска обучающихся, как результаты обучения, а спустя несколько лет, когда выпускник получил опыт и сформировался как специалист.
Политика обеспечения качества образования - совокупность утвержденных ученым или педагогическим советом образовательной организации документов и планируемых периодических процедур (действий), реализация которых ведет к повышению качества образования. Политика обеспечения качества образования включает в себя, как минимум, миссию, стратегический и текущий планы, образовательные цели, результаты обучения, систему менеджмента качества.
Положение о Национальном аккредитационном совете(НАС) при уполномоченном государственном органе в области образования – документ, утвержденный постановлением Правительства КР, регламентирующий порядок создания и деятельности Национального аккредитационного совета.
Положение о порядке признания Аккредитационных агентств в области образования - документ, утвержденный постановлением Правительства КР, регламентирующий порядок признания аккредитационных агентств. Признанные аккредитационные агентства имеют право проводить процедуру аккредитации. Это главный документ для деятельности НАС.
Положение о порядке аккредитации образовательных организаций и программ - документ, утвержденный постановлением Правительства КР, регламентирующий порядок проведения процедуры аккредитации. Это главный документ для деятельности аккредитационных агентств
Порядок проведения процедуры аккредитации, минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемой организации, а также основания для аккредитации или отказа в аккредитации устанавливаются Правительством Кыргызской Республики
Признание аккредитационных агентств осуществляется Национальным аккредитационным советом. Основания и порядок признания либо отказа в признании определяется Правительством Кыргызской Республики
Результаты обучения – подтвержденное какой-либо формой контроля (экзамен, зачет, курсовая работа и т.п.) успешное освоение какой-либо единицы рабочего учебного плана (дисциплина, предмет, практика и т.п.). Результаты обучения работают на достижение той или иной образовательной цели. Результаты обучения достигаются на выпуске обучающихся.
Референт - сотрудник аккредитационного агентства, прошедший обучение по методологии проведения аккредитации, стандартам и критериям аккредитации, их применению, организации взаимодействия членов экспертной комиссии, контролю над соблюдением правил проведения аккредитации, объективности проведения экспертизы, созданию деловой, доброжелательной атмосферы в течение всего аккредитационного процесса.
Эксперт по аккредитации – лицо, прошедшее специальное обучение методологии проведения экспертизы, применению стандартов и критериев аккредитации, написанию отчетов, проведению интервью и т. п., готовое качественно провести внешнюю оценку образовательной организации или программы.